Хочу поделиться с Вами планами на наступивший 2024-2025 учебный год.
Существует выражение: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет своего будущего». Поэтому, считаю, что так необходимо знакомить детей хотя бы с малой частицей угасающей народной культуры, состоящей из традиций и обрядов, творчества самобытных мастеров и музыкантов.
Народный музыкальный материал так богат жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией, что очень близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности натуре ребёнка.
Основной вид деятельности дошкольника это, как известно игра. Через неё он познаёт мир. Традиционные народные игры можно без преувеличения назвать витамином душевного благополучия. Детская игра, как палочка-выручалочка защищает ещё не окрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Яркая, забавная, привлекательная народная игра, как нельзя лучше, является психо-коррекционным, терапевтическим средством. Народная культура предлагает целую россыпь универсальных игр, подходящих любому ребёнку для решения обще-детских задач.
Всё разученное на занятиях и полюбившееся детям выливается в развлечения и праздники. В наступившем учебном году планирую провести такие забытые городскими жителями народные праздники, как Покров, Благовещенье. Познакомить с традициями празднования Рождественской ёлки, также провести весёлые колядки, любимую детьми Масленицу. Пасхальную неделю планирую провести, как игру в «Писанки» — самостоятельно раскрашенные к праздничному дню яйца. Конечно же все эти мероприятия будут проводиться с детьми старшего возраста. Информация, связанная с религией будет рассматриваться с исторически-познавательных, «светских» позиций. Но рассказывая детям о подвигах А. Невского, нельзя не упомянуть, что они чтятся русской Православной церковью, как святые. Это полезно знать даже маленькому человеку.
Несмотря на то, что современные дети получают огромное количество информации через телевидение, играют в различные гаджеты, фольклор, как составляющая русской культуры, остаётся близок по духу нашим детям. Всё народное становится любимым ими, находит отклик в их душе!
С уважением, Ваш музыкальный руководитель
ПОПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО БАГАЖА
Из истории музыкальной психотерапии.
Культуру какой бы страны мы не взяли, везде можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, т.е. в психотерапевтических целях.
В колыбелях человеческой цивилизации – Китае и Индии, Египте и Древней Греции, врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки Пифагора – древнегреческого философа, мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека.
Одним из успехов Пифагора было усмирение им при помощи музыки греческого юноши, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевшего спалить ее дом. Благодаря умному музыканту – флейтисту гнев юноши был усмирен.
Другой философ — Платон считал, что нет ничего хуже для разрушения нравов, чем музыка распущенная и разнузданная. Поэтому лучшая охрана государства – музыка «степенная и слаженная, скромная и понятная».
Идеи Пифагора и Платона получили большое развитие в трудах Аристотеля, разработавшего «Учение о мимесисе» – представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства.
Ахилл усмирял свой гнев и ярость игрой на лире.
Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но и животных.
Укушенные змеями танцевали до изнеможения, пока яд «не вытанцуется».
По преданиям суровый царь Ликург никогда не шел в бой, предварительно не подогрев свое войско звуками воинских труб и дудок.
А знаменитый оратор Гай Гракх всегда, выступал, перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умиряя или возбуждая красноречие своего господина.
Недаром говорят: «Великая сила искусства».
Музыкальная психотерапия в наше время.
Начало нынешнего этапа развития МПТ берет с конца 40-х годов 20 века, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-терапевтические общества и центры. Большую известность получили школы и центры Швеции, Австрии, Швейцарии и Германии.
В середине 20 века была установлена связь между темпераментом пациента и его музыкальными представлениями.
«Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда предпочитают танцевальные стили.
Эти же предпочтения, лишь более подвижные у холериков, флегматиков же трогают тонкие высокие женские голоса»
Это утверждает немецкий ученый музыкант А. Кирхер. Так же он утверждал, что музыка воздействует на движение физиологических процессов в теле и оказывает оздоравливающее воздействие.
То, что все богатство музыки, человеческих темпераментов и ролевого поведения укладывается в у довольно простые, обобщающие формулы, не означает примитивного способа решения этой проблемы. Так как внутри указанных закономерностей существует очень большое количество очень тонких различий, которые способны выявить ученые-психотерапевты при помощи специальных методов и инструментов наблюдения.
Метод музыкально-психологического массажа.
Суть этого метода заключается в тренировке подвижности нервных процессов. Нередко, попав в трудную ситуацию, человеку нелегко бывает из нее выйти. Все его внимание все время вертится вокруг неприятного события, вызывающего невеселые мысли. Эти мысли в свою очередь влекут неприятные переживания, истощающие нервно-психологические силы организма.
Чтобы выйти из этого состояния, человеку нужно «встряхнуться», «поменять картинку» все время стоящую перед глазами, то есть сменить образы, выйти из одного состояния и войти в другое (Как мы выходим из темной неприбранной душной комнаты в другую – светлую, с красивой обстановкой).
В этом и есть суть музыкально – психологического массажа.
Участникам группы естественно при определенной обстановке сосредоточенности и расслабленности, желательно с закрытыми глазами, предлагается послушать насыщенный музыкальными аффектами музыкальный фрагмент продолжительностью 2-3 минуты, постараться при этом припомнить эпизод из своей жизни, который ему неприятен (ссора с мужем, обида на жизнь, на детей, страх, гнев и т.д.) и постараться как можно ярче как бы пережить его заново. Затем врач говорит «Стоп!» и включает плавную спокойную, приятную музыку, под которую нужно моментально сбросить мышечное напряжение, возникшее в результате переживания. Из негативных переживаний берутся страх, гнев. Они должны перейти в положительные – умиротворение и радостную приподнятость.
Как контрастные произведения берутся:
А) Р. Щедрин. «Скачки» балет «Анна Каренина»
Б) З. Фибих. «Поэма».
А) Л.Бетховен. Соната № 14 «Лунная». Финал.
Б) Штраус. Вальс «Голубой Дунай»
А) С. Прокофьев. «Наваждение».
Б) Ф.Шопен. «Ноктюрн «Ми-бемоль мажор».
А) Д.Шостакович. Аллегро 3 часть Восьмой симфонии.
Б) д. Шостакович. Романс к фильму «Овод»
Суть метода:
а) Отчетливо представляете неприятную для вас ситуацию. Чувство тревоги и беспокойства все нарастает. Поднимается
давление, мышцы напрягаются – реакция тела. Неприятные мысли полностью захватили вас… Стоп!
б) И вы моментально сбрасываете напряжение и уходите из зоны отрицательных эмоций. Расслабили все мыщцы вашего тела. На вашем мысленном экране мелькают приятные для вас картины – природа, близкие люди. На душе спокойно и светло.
Такие упражнения не только тренируют подвижность нервных процессов, но и учат контролировать возникающие мышечные и психологические зажимы.
Такой МПМ в некотором роде похож на физическое закаливание контрастным душем с его чередованием горячей и холодной воды. Музыка здесь является не объектом эстетического любования, а средством для решения конкретных житейских проблем.
В основном при МПТ используется классическая музыка с её духовным потенциалом. Некоторая современная музыка, лишенная духовной сборки, обедняет человека, негативно влияет на сознание. Музыка, как бы имеет кодированную информацию, способную влиять на человека, а в целом и на общество.
Интересные факты:
Оркестр Баварского радио убрал из репертуара одно из произведений Израильского композитора Дрора Фейлера, потому что музыканты оркестра стали жаловаться, что эта музыка вызывает у них приступы головной боли и шум в ушах. В оркестре 100 музыкантов и все они заявили, что могут исполнять это произведение только в противошумных наушниках.
Оказывается под наркозом тоже можно слушать музыку. Учёные из Швеции обнаружили, что у женщин. которые после тяжёлых операций слушали музыку быстрее проходил болевой синдром и выздоровление.
Персонал госпиталя в Восточном Китае был удивлён
выздоровлением женщины, которая лежала в коме 10 лет. Серенада и любовные напевы любящего мужа, который прожил с ней полвека, прервали многолетнюю кому жены.
Платон сказал, что «Самая большая ошибка врачей состоит в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь вылечить его душу. Однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь».
ЗНАКОМЬТЕСЬ – «ДЕД – МОРОЗ»!
На прошлой неделе дети подготовительной группы знакомились с «Дедами Морозами» некоторых стран и республик нашей России. Я думаю, что эта информация будет интересна не только детям, но и взрослым. Хочу познакомить вас с более широким списком «Новогодних волшебников» В нашей стране, где проживает множество разных национальностей, имена «Дедов Морозов» звучат для нас очень странно.
Карелия: Паккайне, Талви Укко и Халла
В Карельской республике сразу три деда, причем все разного возраста! Самого молодого зовут Паккайне, он проживает в городе Олонец. Собственно, он еще совсем не дед, слишком молод. Скорее «морозец». Средний по возрасту «дед» – Талви Укко. Его вотчина состоит из настоящих саамских чумов и находится в пос. Чална. А по хозяйству деду помогает внучка Лумикка (Снегурочка). Самый старший – дед Халла, вотчина которого находится в селе Нижняя Салма. Его уютный дом обогревает камин, а хозяйством занимается добрая старушка Инкери. Помогают ей домовята – Чистюля, Непоседа и Зевака. Кроме них в резиденции живет еще одна волшебница – Тонтту, в ведомстве которой доставка новогодних подарков.
2. Марий Эл: Юшто Кугыза и внучка Лумудыр
Марийского Деда — Мороза зовут Юшто Кугыза (в переводе – холодный дедушка, дух холода), а его внучку – Лумудыр. Резиденция мордовского деда расположена в селе Кукнур Сернурского района
3. Татарстан и Башкирия – Кыш Бабай
Кыш Бабай носит кафтан и мохнатую тюбетейку Бородатый и добродушный дед вместе с внучкой Кар Кызы приезжает в Казань на новогодние каникулы. Сама же резиденция Кыш Бабая работает круглый год. Расположена она в селе Новый Кырлай
4. Чувашия: Хёл Мучи
На главной площади города Чебоксары, прямо у Чебоксарского залива, поселился дед по имени Хёл Мучи. В его волшебном доме есть исполняющий желания волшебный сундук и говорящий самовар. А проживает дед вместе с внучкой Юр Пике.
5. Бурятия: Сагаан Убугун
Бурятский новогодний герой зовется Сагаан Убугун (в переводе – белый старец). Это хранитель жизни, даритель долголетия и символ плодородия. Ходит дед с четками и волшебным посохом с изображением мифического водяного чудища. Резиденция бурятского деда находится в Улан-Удэ. Помощников у деда нет, он со всем справляется сам.
6. Мордовия: Нишке и Атя
В Мордовии есть высший бог Нишке, а в его подчинении находится Мороз Атя, живущий в одном из семи волшебных амбаров Нишке (село Кивать, Ульяновская область). Только под Новый год Якшамо Атя (в переводе — холодный дед) выходит из амбара в своем кафтане, украшенном мордовскими орнаментами
7. Удмуртия: Тол Бабай
Тол Бабай, пожалуй, самый романтичный из всех Дедов. Это потомок древнего народа алангасаров, ушедших под землю, когда на нее пришли люди. Точнее, один из представителей народа, не успевший шагнуть в портал, залюбовавшись красотой природы. Резиденция Тол Бабая расположена в деревне Титово, где он проживает вместе с помощницей. Тол Бабай носит фиолетовую шубу, в руках кривой посох, изогнувшийся от долгих странствий
8. Якутия: Чысхаан
В селе Оймякон, что находится у самого северного полюса Земли, поселился хранитель вечного зимнего холода – старец Чысхаан, одетый в синий расшитый стразами кафтан и шапку с бычьими рогами. Российский Дед Мороз приезжает к нему ежегодно в декабре, чтобы взять символ холода и обеспечить приход зимы и Нового года. В новогодние праздники Чысхаан ( в переводе – пронизывающий ветер) переезжает в Якутск. Ведь на Оймяконе в это время температура превышает минусовую отметку в 70 градусов, не каждый желающий сможет приехать в гости. Семья якутского деда более обширна, чем у российского. У него есть есть жена Хаарчаана, тесть Эхээ Дыл, отвечающий за подарки детям, теща Хотун Кыхын (Зима).
9. Ямало-Ненецкий округ: Ямал Ири
Ямал Ири путешествует на оленьей упряжке (либо снегоходе) в сопровождении хаски. Носит национальную одежду северян – кисы и малицу, пояс украшен фигурками из мамонтовой кости, а седые волосы заплетены в косичку. Ямал Ири – очень современный персонаж. У него есть мобильный телефон и номер, по которому можно позвонить, а также сайт и электронная почта.
10. Коми — Кöдзыд Пöль
Финно-угорский волшебник появился в Коми не так давно — в 2010 году. Его зовут Кöдзыд Пöль (холодный парень). Он живет в Финно-Угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района, что в часе езды от столицы республики – Сыктывкара. А еще в окрестностях села живет Баба Ёма (сестра нашей Бабы Яги). Одет не в короткую куртку, на голове маленькая шапочка, борода разделена на несколько завитых частей. Кодзыл Поль придерживается активного образа жизни: много двигается, охотится, рыбачит, передвигается на больших охотничьих лыжах. Потому он стройный и подтянутый. У Кодзыд Поля есть внучка, которую зовут Лымныв.
11. Саами (Мурманская область) — Мунь Каллса
Саамского Деда Мороза зовут Мунь Каллса. Его резиденция открылась в 1994 году в саамском селе Ловозеро, в Национальном культурном центре саамов. По обычаю, принимая гостей, Мунь Каллса разжигает большой костер, в который каждый желающий бросает записку с заветным желанием. Потом вместе с гостями саамский Дед Мороз танцует саамскую кадриль. Внучку волшебника зовут Вэдз Нийта.
12. Тува — Соок-Ире
Соок-Ирей приносит детям подарки. Он одет в национальный костюм, а сопровождает деда Тугэни Энекэн — Матушка-Зима. Тех, кто вёл себя плохо, дед все-таки грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка. Костюм Соок-Ирея пока еще до конца не утвержден. Интересен головной убор, напоминающий шлем древнего воина с рогами, а на плечах украшения, символизирующие солнце и луну.
13. Осетия — Артхурон / Митын Дада
Осетинский волшебник в белой бурке из овечьей шерсти произошел от божества огня по имени Артхурон (Огонь Солнцевич). В наши дни на смену Артхурону в советское время пришел Митын Дада.
14. Кабардино-Балкария: Уэс-Дадэ
Один из самых загадочных волшебников живет в Кабардино-Балкарии. Зовут его Уэс-Дадэ. Он нём мало что известно, кроме того, что дед также носит тулуп, бороду и традиционный для горца кинжал. В каждой стране Деда Мороза также называют по-разному. Вот лишь некоторые из них:
Албания — Бабадимри
Армения — Дзмер папи (Дед Зима)
Афганистан — Баба Чагхалу
Болгария — Дядо Мраз
Бразилия — Папа Ноэль
Венгрия — Телапо
Германия — Вайнахтсманн
Греция — Агиос Василис (Святитель Василий)
Грузия — Товлис Папа / Товлис бабуа
Дания — Юлеманден / Юлениссе
Египет — Папа Ноэль
Израиль — Ханукальный Гарри (у евреев), Баба Ноэль (у арабов-христиан), Дед Мороз (у выходцев из СНГ)
Индия — нет Деда Мороза, его функции выполняет богиня Лакшми
Индонезия — Синтерклас
Ираке и Южная Африка — Гусалех
Иран — Баба Ноэль
Ирландия — Дади на Нолеиг
Испания и Латинская Америка — Папа Ноэль
Италия — Бабо Натале
Кыргызстан — Аяз Ата (Дед Мороз) и Аяз Кыз (Снежная дева / Снегурочка)
Казахстан — Аяз Ата (Дед Мороз)
Кипр — Василий
Китай — Шэнь Дань Лаожэнь
Латвия — Салавецис
Литва —Сянялис Шальтис
Монголия — Увлин Увгун
Нидерланды (Голландия) — Синтерклаас
Норвегия — гном Юлениссе с козлом Юлебукком (ходят парой)
Польша — Гвяздор
Португалия — Пей Наталь
США и англоязычная Канада — Санта-Клаус
Таджикистан — Бобои Барфи
Турция — Ноэль Баба
Узбекистан — Корбобо
Финляндия — Йоулупукки
Франции и франкоязычная Канада — Пер Ноэль
Чили — Виежито Паскуэро
Швеция — Юлтомтен (сутулый дед с шишковатым носом) и карлик Юлниссаар (ходят парой)
Шотландия — Дейдейн на Нолаиг
Эстония — Йыулувана
Япония — Одзи-сан
Буду рада, если что-то из этой информация будет использовано, например, при проведении Новогодней викторины, квеста в кругу друзей и близких! Или просто для расширения своего кругозора!
Современные требования к совместной культурно-досуговой деятельности взрослых и детей
Образовательная программа каждого ДОУ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями. В Федеральной Образовательной Программе (ФОП) нового образца произошли некоторые изменения. Я остановлюсь на «Художественно – эстетическом развитии» дошкольника. Начиная с самой младшей группы оно должно осуществляться в четырёх направлениях :
Приобщение к искусству
Музыкальная деятельность
Театрализованная деятельность
Культурно – досуговая деятельность
Через всё содержание образовательной деятельности в этих направлениях проходят красной нитью слова «КУЛЬТУРА» и «КРАСОТА» Всё «Художественно – эстетическое развитие» направлено на приобщение детей всех возрастов к ценностям культуры и красоты во всем – в окружающей жизни, в природе, в искусстве, в поступках. Первые три направления более понятны для родителей, поэтому хочу подробнее остановиться на четвёртом. Одним из главных условий новой программы (ФОП) является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и культурно-досуговую деятельность. Именно совместная культурно-досуговая деятельность является тем эффективным средством, которая формирует интерес родителей к жизни детей и развивает у них осознанное родительство.
Что такое культурно – досуговая деятельность?
Это умение проводить свободное время с интересом и пользой. Имеется свободное время не только в детском саду во вторую половину дня, но и в выходные дни за пределами детского сада. А кто может организовать культурный досуг в выходной? Ну, конечно же — родители, то есть семья! Семья играет определяющую роль в воспитании ребёнка. А я могу лишь посоветовать чаще выбираться с ребёнком в театр (в здании бывшего кинотеатра «Коммунар» открылся новый современный кукольный театр с разнообразным репертуаром на каждый детский возраст) Очень советую сходить с ребёнком хотя бы на один спектакль и может вы станете постоянными зрителями театра кукол. Также очень важно формировать интерес детей к родной культуре и к родному краю. В этом направлении рекомендую посещение краеведческого музея, музея Кузнецкой крепости и обещаю, что вы сами получите удовольствие от посещения этих мест. В городе есть планетарий, периодически организуются различные выставки. Учите ребёнка видеть красоту во всём – архитектуре (красивые дома, необычное здание), музыке (при посещении спектакля обращайте внимание на музыкальное сопровождение, которое передаёт характер и образы героев), живописи (где пейзаж, а где портрет, какое настроение передаёт картина, какие краски использовал художник, чтобы передать образ) Развивайте ребёнка, обсуждайте с ним то что увидели – учите его мыслить, рассуждать, интересоваться… Порой за бытовой суетой сложно бывает куда – то выбраться… Не ленитесь, занимайтесь вместе с ребёнком спортом, ходите в кино, в цирк, посещайте культурные обьекты города. Возьмите за правило каждый выходной куда-нибудь выбираться для получения новых впечатлений, ведь не всё требует больших денег, а результат стоит того! В этом учебном году мы тоже запланировали несколько мероприятий с непосредственным участием родителей. Это Вербный базар перед празднованием Пасхи, где родители будут привлекаться к изготовлению поделок своими руками, выпечке различных сладостей и сдобы, проявляя все свои таланты, в итоге сами же со своими детьми явятся бойкими покупателями всего этого рукотворного товара. На следующей неделе — 27 сентября у нас запланировано проведение мероприятия для наших бабушек и дедушек, приуроченное к Международному дню пожилого человека. Мы уже готовимся и ждём гостей! В нашем детском саду есть большой опыт проведения совместных мероприятий. Это и Женский день 8 марта, где мамы становились участницами игровых программ – будь то КВН, или Поле Чудес, или различные весёлые викторины, либо конкурсы красоты. Это День защитника Отечества с участием пап, где папы соревновались друг с другом, или участвовали в весёлых эстафетах вместе со своими детьми. Это юбилейные даты – детского сада, ЕВРАЗа, где трудятся большинство наших родителей и дети рассказывают о их профессиях и готовят для них концерт и многое другое… Вы – наши любимые родители всегда являетесь желанными гостями на различных праздничных и тематических мероприятиях. Для того, чтобы вы тоже стали активными участниками праздничного действа – я разработала и раздала старшим группам анкеты с вопросами для вас. Очень бы хотелось бы, чтоб вы отнеслись к этому серьёзно и не скрывали своих умений и талантов и этим самым порадовали нас и своего ребёнка!!!
История празднования Масленицы на Руси и традиции празднования Масленицы в нашем детском саду
Масленица: почему этот праздник так называется?
Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей». История Масленицы берет начало еще в эпоху языческих племен на Руси. У древних славян этот праздник знаменовал проводы зимы, встречу весны и начало полевых работ. В дни Масленицы наши предки приносили жертвоприношения Богам, устраивали пиршества. Более тысячи лет назад, когда христианство насаждалось на Руси насильственным путем, наши предки, не желая расставаться со своими языческими богами, старались сохранить традиции в новой вере. После принятия христианства праздник на Руси сохранился. Все ритуалы перешли в Русь православную. Наиболее прижились к празднику обряды, посвященные Богу Солнца: катание по улицам подожженного колеса, жжение костров, приготовление блинов — все это символы верховного бога Ярило.
Масленица бывает в конце февраля начале марта. Ее празднуют в течение недели.
«Этот праздник к нам идет Раннею весною,
Сколько радостей несет Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут, И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает.
Дома аромат блинов Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем, Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет Сырная Седмица,
А за ней — Великий пост, Время, чтоб молиться!»
Масленица это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды
Понедельник «Встреча»
В этот день встречали масленицу, сооружали и наряжали соломенное чучело, строили снежные горы и начинали печь блины.
Вторник «Заигрыши»
С раннего утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.
Среда «Лакомка»
В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг «Широкий разгул»
Разгул — самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются на лошадях, качелях, санях, песни поют, начинаются кулачные бои и петрушечные комедии.
В старину на Масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию много раз в день.
Пятница «Тёщины вечерки»
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота «Золовкины посиделки»
Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье «Проводы или Прощеное Воскресенье»
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело символ зимы. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит»! Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело Масленицы, но нет — не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! Провожают да приговаривают:
«Масленица — блиноеда, Масленица — жироеда,
Масленица — обируха, Масленица — обмануха.
Обманула, провела, Нам блинов не дала»
«Подайте оладушка нам подмасленного,да поджаренного!»
«А мы Масленицу провожали, очень тяжко по ней воздыхали:- Дорогая, Масляна, воротися, Да до красного лета протянися!»
«Масляна, Масляна, Ты куда идешь?
Потеряла лапоточки – теперь не найдешь!»
«Масленица-блиноеда — всему миру надоела, Обманула, провела – годика не дожила»
«Масленица, прощай! Через год к нам приезжай!»
Дети очень любят этот праздник! И хотя его нет в списке мероприятий и торжественных дат, которые рекомендуется проводить в дошкольном учреждении, но мы не можем оставить детей без этого весёлого действа! Конечно же, мы не празднуем Масленицу целую неделю — у нас много других полезных и нужных рекомендуемых занятий! Но мы, придерживаясь традиций, делаем чучело Масленицы, водим вокруг него хоровод, играем в народные игры, разучиваем весенние «заклички», разыгрываем сценки по теме праздника и, конечно же — катаемся на лошадке. А с каким аппетитом дети поглощают свежеиспеченные нашими поварами блины! Всё утро в этот день царит атмосфера непринуждённого веселья и детской радости! Происходит ещё одна очередная «Праздникотерапия», которая даёт только положительный эффект!
С уважением ваш музыкальный руководитель – Баранова Марина Александровна
Правила поведения родителей на детском утреннике
Добро пожаловать на детский праздник к нам
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам
Мы в музыкальном зале рады видеть всех.
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут — будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника Вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать —
Чтоб Ваша дочка или Ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
Фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
Вам это можно, просим Вас!!
Ещё мы просим, дорогие,
Вас аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось Вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь ,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья Вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, ждем мы встреч приятных с Вами!
В детском саду на музыкальных занятиях с самого раннего возраста дети знакомятся с миром музыки через разные виды музыкальной деятельности. Основными являются слушание, пение, музыкально – ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах. Но интерес и любовь к музыке не должны ограничиваться только стенами детского сада. Поэтому предлагаю некоторые советы по организации «музыкального воспитания» в домашнем семейном кругу.
Занятия музыкой в семье.
795425766
В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования детских праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага. Не бойтесь организовывать праздники у себя дома. Ведь только дома вы сможете поделиться с окружающими тем теплом и нежностью, которые живут в сердце каждого из нас, и научите этому своих детей не словами, а делами быть приветливым, дружелюбным, гостеприимным и добрым к окружающим. Создавайте свои семейные традиции празднования детских праздников и бережно храните их!
Семейные праздники
795425766
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!
В жизни нашего детского сада важное место занимают праздничные утренники. Вы наши желанные гости и участники. И это замечательно, ведь вы сможете не раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, веселый, умный, талантливый, сообразительный!
А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, нужно соблюдать несколько простых правил.
Готовьтесь, пожалуйста, к утреннику!
Если в детском саду вас попросили подготовить костюм для ребенка, что-нибудь приобрести для утренника, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат).
Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный и в нем должны принимать участие не только работники детского сада, но и родители. Воспитатели должны быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты наших общих усилий будут заметны.
Приходите на праздники в детский сад!
Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
Не обесценивайте старания вашего ребенка!
Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому значения и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.
Придерживайтесь правил!
Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий ход праздника. Поставьте мобильный телефон на беззвучный режим во время проведения утренника, не забывайте аплодировать своим детям. Они очень этого ждут!
Участвуйте в празднике!
Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство». Вот, пожалуй, и все.
795425766
УЧИМ РЕБЕНКА СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
СОСТАВИЛ: Баранова М.А., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.
Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.
К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией.
Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.
Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку.
Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем его сверстника понимающего музыку и знающего ее.
Любите своих детей! Заботьтесь о их духовном мире!